+7(499)-686-88-88

В.В. Путин: таможенные и налоговые платежи будут объединены

Разговоры об объединении информационных систем Федеральной таможенной службы (ФТС) и Федеральной налоговой службы (ФНС) ведутся на протяжении последних 5-6 лет. Все заинтересованные стороны - как государственные органы, так и бизнес - отлично понимают, что возможность контроля  уплаты налогов и пошлин на всех звеньях логистической цепи, от пересечения границы (или даже завода-производителя) до конечного потребителя, позволит не только повысить наполнение бюджета страны, но и даст преимущества добросовестным участникам ВЭД перед теми, кто использует различные «серые» схемы. Однако, организационные (необходимость согласования работы разных ведомств, у каждого из которых есть своё видение и свои планы), технические (создание соответствующего программного обеспечения, выработка устраивающих всех стандартов хранения и обмена информацией) и финансовые (закупка вычислительной техники, прокладка новых безопасных каналов связи) сложности до сих пор не позволяли приступить к практической реализации такого объединения.

Однако теперь, похоже, дело сдвинулось с мёртвой точки. Падение экспортных доходов от продажи энергоносителей, вкупе с недружественной политикой Запада, вынуждающей увеличивать оборонные расходы, вывзвают острую необходимость повышения наполняемости бюджета. Разумеется, борьба с «серыми» схемами, вроде лжеэкспорта или занижения таможенной стоимости при импорте, которая в былые «тучные» годы велась довольно вяло, теперь выходит на первый план. И создание всеобъемлющего инструмента контроля, позволяющего проследить одновременно таможенные и налоговые платежи (пошлины, НДС, акцизы и др.) по каждому товару и сразу выявить все нарушения, тут является совершенно естественной и необходимой мерой.

О важности данного вопроса говорит то, что ему уделил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём сегодняшнем обращении к Федеральному Собранию. Как заявил Президент, в России будет создан «единый целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей». Ущерб от отсутствия такого механизма контроля он оценил в сотни миллиардов рублей ежегодно.

Стоит отметить, что объединение информационных систем ФТС и ФНС становится особенно важным сейчас, в связи с расширением ЕАЭС и укреплением связей между его членами. Очевидно, что создание единого информационного пространства среди налоговых и таможенных органов всех республик ЕАЭС, наподобие существующих в других подобных объединениях (ЕС, НАФТА, Меркосур) – это совершенно необходимый для дальнейшего развития шаг. И Россия тут, как крупнейший участник, обязана выступить примером в деле налаживания взаимодействия между ведомствами.

Разумеется, необходимость согласования всех шагов с партнёрами по ЕАЭС одновременно и усложнит работу по объединению налоговых и таможенных платежей. Тем не менее, можно не сомневаться, что после того, как на вопрос обратили внимание на столь высоком уровне, создание такого механизма контроля импорта и экспорта произойдёт уже в ближайшие месяцы, вероятнее всего – в первой половине 2016 года. Называется даже чиновник, назначенный ответственным за разработку системы - руководитель ФНС М.В. Мишустин, имеющий большой опыт внедрения новейших информационных технологий и электронных услуг в своём ведомстве.

В этих условиях преимущества получат те участники ВЭД, которые раньше сумеют полностью перейти в «белое» поле, повысить открытость и прозрачность своих логистических операций. Немаловажное значение будет иметь внедрение современного программного обеспечения, систем управления цепями поставок (SCM), тесно интегрированных с остальными информационными системами предприятия – бухгалтерской, производственной и т. п., так как только тщательный и точный учёт всех товарных потоков и затрат на каждом этапе поставки сможет обеспечить отсутствие вопросов контролирующих ведомств.

Также, даже для некрупных импортёров и экспортёров предпочтительной станет работа через официального таможенного представителя (подача деклараций под его печать), гарантирующая отсутствие каких-либо претензий таможенных органов после выпуска товара. Для тех же, кто возит более или менее значительные объёмы, использование услуг таможенного представителя является стандартом уже сейчас.