+7(499)-686-88-88

Производство в Китае под своей торговой маркой

А нужно ли производство в Китае? Вопрос этот на самом деле очень спорный. Кто-то говорит о том, что, прежде всего, нужно инвестировать в экономику России вместо того, чтобы развивать экономику Китая, другие считают - что любому бизнесу необходимо постоянно искать новые возможности и гибко подстраиваться к мировым тенденциям. В любом случае - каждый может только сам для себя решить как в этом ключе воспринимать Китай.

Мы, со своей стороны, считаем, что Китай – это, в первую очередь, рынок производственных оптимизаций. Когда у Вас уже есть представление о том товаре, который Вам нужен - китайская производственная база может решить вопрос материализации этой идеи по оптимальной цене и на достаточно хорошем уровне качества.

Организуя свое производство в Китае сегодня Вы уже не получите наиболее низкой себестоимости, как, например, 15 лет назад. Теперь эту нишу занимают новые страны – Индия, Бангладеш и тп. В Китае же мы давно наблюдаем общую тенденцию роста заработной платы рабочих, что происходит не без причины, а именно как результат повышения квалификации персонала и соответствующего роста качества выпускаемой продукции.

Также развивается и усложняется сама производственная инфраструктура. При этом цена производства в Китае, по-прежнему, остается гораздо ниже цены производства того же товара в Европе или России. В этом разумном балансе качества и цены и кроется главное преимущество Китая как производственной площадки  и его привлекательность с точки зрения размещения новых OEM-проектов.

Преимущества своего производства в Китае

фото OEM производства и Китае

Если Вы приняли решение о производстве и не хотите ждать пока Ваши конкуренты первыми начнут использовать преимущества от работы с Китаем в своем организационном процессе, то Вам стоит начать со следующих вопросов: какие именно закупки Вам все-таки нужны? В каком формате Вам удобнее всего организовать работу отдела закупок? Как вы защитите свою интеллектуальную собственность?

В общем виде производство в Китае подразумевает три возможных способа построения работы, которые не синонимичны: сорсинг, OEM-производство и собственное производство. Главное различие между ними – в степени вовлеченности клиента в непосредственный процесс производства.

  1. Самое простое – это сорсинг, или организация поставок готового товара (no name), который уже кем-то производится вне зависимости от Ваших заказов. С этой точки зрения сорсинг представляет собой конкуренцию систем управления себестоимостью по полностью идентичным товарам. Такая стратегия применима к тем случаям, когда компания не ищет способ выделиться среди остальных игроков рынка, а решает проблему заполнения ассортиментной линейки. Это вполне адекватный подход для локальных дистрибьютеров или торговых компаний. Конкуренция здесь осуществляется не через бренды, а только за счет условий: ускорение доставки, снижение цены, быстрое реагирование, высокий темп обновлений и тп.
  2. OEM-производство (Original Equipment Manufacturer) – это организация поставок стандартного или нестандартного товара, который будет изготовлен по Вашему конкретному заказу и спецификациям. Эта стратегия заведомо более сложная, так как включает в себя работу с брендированной продукцией, то есть помимо вышеперечисленных аспектов предполагает конкуренцию уникальных характеристик товара (обещания бренда, качество, свойства или параметры продукта).
  3. И последнее - собственное производство  - это наиболее трудозатратный путь, который кроме работы с брендом включает в себя также решение задач связанных с организацией производственного предприятия на иностранной территории, местным трудовым законодательством, системой налогообложения, управлением кадрами, поставщиками, развитием и т.д.

Особенности организации производства в КНР

Ошибочно полагать, что сделав пробную покупку в формате сорсинга, можно будет составить прогноз продаж собственного бренда и оценить целесообразность организации OEM производства. Это два совершенно разных рыночных сегмента, каждый из которых работает по своим правилам и на основе принципиально различных ценностей.
Если говорить о формате, в котором будет организована работа закупок, то тут возможны следующие варианты:

  • Дистанционное управление: координация здесь происходит с помощью писем, звонков и, при необходимости, командировок. Такая форма вполне допустима и используется на практике многими российскими компаниями, однако, если она не соответствует специфике Вашего бизнеса, то есть риск возникновения большого количества нежелательных последствий. Так, некоторые руководители компаний, вынужденные проводить значительную часть своего рабочего времени в командировках в Китай, в итоге просто «теряли» рынок в России, объективно не успевая работать на два фронта.
  • Услуги фрилансера: этот вариант подходит для решения ограниченного круга задач. Эффективность подобного взаимодействия с Китаем зависит как от сложности этих задач, так и от надежности выбранного специалиста. Нужно понимать, что фрилансер не несет никакой материальной ответственности за финальный результат, при этом он может в любой момент покинуть проект, оказаться виновником утечки информации или же просто не справиться в одиночку с координацией действительно масштабной работы.
  • Сервисная компания: по сути это чуть более развитая модель того же фриланса. Пусть у Вас и есть некоторые гарантии, что Ваша работа в Китае хотя бы не остановится из-за ухода одного-единственного представителя – так или иначе Ваш контрагент сможет заменить его кем-то другим из своего штата. Однако, с точки зрения ответственности и гарантий сервисная компания также отвечает только за те услуги, которые оказывает непосредственно она – что не всегда в полной мере коррелирует с тем финальным результатом, который вы хотите получить. Иными словами – при любых затруднениях платой за них будут исключительно Ваши средства.
  • Система контрактов на поставку: этот путь чаще всего используется крупными международными компаниями, обладающими солидным юридическим отделом, который может полностью и досконально прописать в контракте весь процесс Вашего взаимодействия с заводом-производителем и весь спектр ситуаций, которые потенциально могут возникнуть в рамках этого процесса. Тем не менее, эту форму работы все равно нужно комбинировать с другими – так как невозможно и рискованно контролировать все без какого бы то ни было личного присутствия, полагаясь лишь на бумагу. Кроме того, такого рода «жесткие контракты» в реалиях работают лишь тогда, когда они выгодны обоим сторонам, если же одна из них находится в ущемленном положении, то она, так или иначе, будет искать способы обойти контракт. А, как известно, судебная система КНР склонна выносить решения на благо развития местного индустриального сектора.
  • Генеральный поставщик – это одна из наиболее продуманных форм взаимодействия с Китаем, подходящая для решения серьезных задач. По сути это комплексное решение всех аспектов по взаимодействию с Китаем предлагаемое «под ключ» в виде конечного результата.  Принципиальное отличие генерального поставщика от сервисной компании заключается в том, что он несет финансовую ответственность за все свои действия. То есть Вы просто передаете те сферы деятельности, которые не входят в группу основных Ваших компетенций тому, кто специализируется именно на них. Сами же в этот момент можете полностью сконцентрироваться на развитии своего рынка и росте продаж.
  • Собственное представительство – в случае если Ваше присутствие в Китае необходимо для реализации выбранной рыночной стратегии – например, предполагает сохранение целостности структур в России и Китае – Вам подойдет работа в форме собственного представительства. Так Вы сможете досконально контролировать все этапы и реализовать все запланированные действия так, чтобы результат был наиболее близок к Вашему изначальному плану – конечно, в том случае если работа представительства будет построена грамотно. Однако, и здесь есть минусы – подобная форма является крайне трудозатратой и требует от Вас на порядок больше усилий и внимания, в том числе по таким вопросам как найм, обучение и мотивация сотрудников китайского офиса, взаимодействие с местными администрациями по юридическим и налоговым вопросам и много других аспектов.

фото OEM производства и Китае

И последний важный вопрос, над которым стоит задуматься еще до начала производства в Китае – это защита Вашей интеллектуальной собственности. Многие ошибочно полагают, что если ИС зарегистрирована в России, то она защищена и в Китае. На практике даже если у вас есть международная регистрация ИС - это ничего не значит - точно такая же ИС может быть легально зарегистрирована в Китае. Конечно, можно протестовать и судиться с местными компаниями и физ.лицами, но такие суды могут длиться годами и крайне редко решаются в пользу иностранных компаний.

Начиная новый проект, имейте в виду, что лучше подобрать несколько рабочих названий для Вашей ИС, так как проверку на патентную чистоту проходит не более 10-20% вариантов, остальные же признаются схожими до степени смешения с уже существующими.  К примеру, сейчас стало практически невозможно зарегистрировать в Китае какие-либо короткие названия менее четырех букв.

Только после того как Ваша заявка на регистрацию ИС прошла проверку на патентную чистоту и у Вас появился приоритет с конкретной датой -  можно начинать работу по производству в Китае. Если же поступить наоборот – начать с производства, а потом задуматься о регистрации уже существующего бренда, то с большой долей вероятности Вы обнаружите, что он уже кем-то зарегистрирован (например, заводом, который его Вам же производит в Китае, или вообще неким физ.лицом – в Китае это целая индустрия). То есть Вы уже вложили огромные суммы в продвижение этого бренда в России, выстроили каналы продаж, сайты и т.п. с использованием соответствующей символики, но производить его на законных основаниях в Китае Вы не можете. Нам известны некоторые крупные бренды оказавшиеся заложниками этой ситуации, которые были вынуждены выкупать свою же ИС в Китае у частных лиц, а стоимость передачи прав на бренд доходила до цифр с шестью нулями.

Узнать подробнее