+7(499)-686-88-88

Большегрузы против «Платона» - что дальше?

Сегодня по всей стране проходят массовые протесты водителей большегрузных автомобилей, вызванные введением с 15.11.2015 сбора за проезд по федеральным трассам. На решимость протестующих не повлияло даже объявленное накануне снижение ставок сбора в 2,5 раза, с предполагавшихся изначально 3,73 до 1,53 рубля за километр.

В Московской, Липецкой, Ульяновской областях, Ростовской, Челябинской, Новосибирской и ещё множестве областей России дальнобойщики выставили сотни фур со включённой аварийной сигнализацией на обочинах крупнейших дорог. На кузовах некоторых размещены плакаты с требованиями протестующих.

Как стало известно, к вечеру власти пошли на дополнительные уступки – штрафы за неуплату сбора до 01.05.2016 взиматься не будут по всей стране, кроме Московской области. Тем не менее, сам сбор не отменён.

Со своей стороны, прекрасно понимая чувства владельцев и водителей большегрузных автомобилей, но, вместе с тем, сознавая необходимость следования государственной политике, хотели бы обратить внимание на то положительное влияние, которое может оказать введение данного сбора на логистическую отрасль.

Во-первых, рост стоимости перевозок большегрузными автомобилями сделает во многих случаях более экономически целесообразной доставку автомобилями меньшей вместимости и грузоподъёмности – даже с учётом увеличения количества необходимых рейсов. Соответственно, вырастет спрос на небольшие грузовики и лёгкий коммерческий транспорт. А такие машины заметно дешевле своих крупных «собратьев» - значит, они доступнее для малого бизнеса. В этих условиях рынок грузоперевозок станет доступнее и привлекательнее для выхода на него новых частных предпринимателей и небольших предприятий. Да и у давно работающих транспортных компаний появится больше возможностей для обновления постепенного автопарка, не залезая в долговую кабалу.

Во-вторых, в том, что касается крупных неделимых грузов, которые при всём желании не получится раскидать на «Бычки», «Газели» и «каблуки» - при повышении тарифов их в значительной степени может взять на себя речной транспорт.  С учётом того, что в последние годы речной флот и инфраструктура внутренних водных путей находились в сильном упадке – это послужит прекрасным стимулом для их развития. Тут и дополнительные рабочие места, и появление альтернативных маршрутов, что всегда полезно для рынка.

Наконец, создание и поддержка столь крупной и сложной системы взимания платы ("Платон"), охватывающей сотни тысяч (а в перспективе – миллионы) грузовиков по всей стране, при всех её недостатках, неизбежно будет способствовать технологическому развитию России. А в современном мире владение передовыми технологиями – важнейшее преимущество страны в экономической конкуренции на мировом рынке, в том числе и в области логистики.

Подводя итог, можно предположить, что решение о введении платы за проезд большегрузного транспорта Правительством принято твёрдо и постепенно, но неуклонно будет претворено в жизнь. Вряд ли стоит и ждать его отмены в обозримом будущем. А, значит, всем игрокам транспортного рынка – хотим мы этого или нет - необходимо приспосабливаться к работе в новых условиях, перестраивать логистические цепочки, изыскивать и использовать открывающиеся возможности. Тот, кто сможет сделать это раньше – наверняка добьётся успеха.